kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Театр после режиссуры

размер текста:

«Снегурочка» Римского-Корсакова вернулась в репертуар Большого театра.

Постановка режиссера Александра Тителя, художника Владимира Арефьева и дирижера Тугана Сохиева в выгодном свете представляет вокальные качества труппы, оркестровую аккуратность и современный режиссерский театр как пространство запустения и мрака. Рассказывает Юлия Бедерова.

У «Снегурочки» Римского-Корсакова неоднозначная репутация и скудная биография на современной сцене. Хрестоматийность и мультипликационность «русского Тристана» на рубеже XX–XXI веков перестали помогать репертуарной жизни оперы.

«Снегурочкой» в 2002 году открылась Новая сцена Большого. Но спектакль, демонстрировавший охоту тогдашнего руководства к технической и художественной модернизации, запомнился разве что наличием видеопроекции. Попытка вывести «Снегурочку» на московскую сцену, которую предпринял театр «Новая опера», тоже оказалась неудачной.

Между тем в сезоне-2016/17 «Снегурочка» вдруг стала одной из самых обсуждаемых русских опер. Ее сделали популярной две важные премьеры: правда, одна не в России, а другая — не Римский-Корсаков. У спектакля Большого театра мало общего как с парижской версией Дмитрия Чернякова, так и с сенсацией последнего масочного конкурса — спектаклем «Снегурочка. Опера» композитора Александра Маноцкова, поставленным новосибирским театром «Старый дом».

Но кое-что их все-таки роднит: это взгляд на берендейское царство как на странный, эмоционально ущербный, политически сомнительный и физически неуютный, практически непригодный для жизни мир. Но если у Чернякова социум берендеев существует в четких границах рутинной современности, а новосибирская Снегурочка — героиня внеисторического времени, то Титель и Арефьев сразу предлагают конкретные географические и хронологические обстоятельства: на сцене русская антиутопия, советско-российский постапокалипсис.

В течение почти четырех часов, именно столько идет спектакль, несмотря на значительные купюры (Сохиев ведет партитуру медленно, со щедрыми паузами и французской галантностью), за панелями сцены, оформленной как белая коробка, в бездонной черной пустоте сыплет искусственный театральный снег, создавая впечатление мрачного праздника однозначных ассоциаций.

Невидимые зрителю, но явно жуткие обстоятельства индустриальной или политической катастрофы, отсутствие электричества, костры в железных бочках и темные приметы прошлого (покосившиеся вышки линий электропередачи, торчащие каркасы и столбы, заброшенный ржавый вагон) предлагают берендеям, закутанным в тусклые одеяла, нечто вроде жизни после жизни.

А вся история Снегурочки (во втором премьерном составе — аккуратная и звонкая Ольга Семенищева в ансамбле с участницей парижской постановки Еленой Манистиной-Весной и другими) становится вслед масленичным гуляньям с закатанным в сугроб человеком еще одним суровым развлечением посмертного существования потерянного народа.

Меланхолически-философскими притчами на политические темы были и другие сильные спектакли Тителя последних сезонов: «Война и мир», «Хованщина», «Борис Годунов». Но в отличие от них «Снегурочка» при всей отчетливости замысла не создает на сцене самостоятельного, исчерпывающего, магически реального театрального мира.

Мизансценический талант режиссера, в других спектаклях превращавший массовку в гибкое и подвижное существо, а героев — в живых современников, здесь пасует. И размышление о судьбах родины на материале Островского и Римского-Корсакова кажется отвлеченным и холодным.

В этой «Снегурочке» пока одни быстро бегают по сцене, другие ходят из стороны в сторону кучками, что при известном старании можно было бы списать на всеобщую потерянность и жалкую жизнь. Но чтобы досочинить в уме спектакль, зрителю требуются немалые усилия. Эта «Снегурочка» литературна, концептуальна, но в то же время антитехнологична и антитеатральна.

Ее эстетика скромна, а драматургия пассивна, поэтому спектакль остается в границах старого спора о пышной красоте оперного реализма и некрасоте актуализирующих классику режиссерских решений, и так выходит, что оказывается на стороне второго. Тогда как современная опера давно оставила этот спор позади, занимаясь театром как фантастической и в то же время реалистической лабораторией, в которой создается уникальный мир.

МинПром

    

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи культуры
21.10.17, Коммерсант.ру
Игги Поп выступил в Москве.
21.10.17, Коммерсант.ру
В "Альцине" Генделя в Большом театре.
20.10.17, Точка нет
Куда пойти в Киеве погулять в выходные: самые интересные, бесплатные и платные мероприятия столицы.
20.10.17, Точка нет
Первая многосерийная украиноязычная мелодрама, которая выйдет в эфир в прайме.
20.10.17, Сегодня
Уже пора искать маскарадный костюм, выбирать тыкву и запасаться сладостями.
20.10.17, Коммерсант.ру
Станислав Ф. Ростоцкий о возвращении выдающейся хоррор-франшизы.
20.10.17, Коммерсант.ру
Юрий Сапрыкин об Игги Попе в фильме "Американская Вальгалла".
20.10.17, Коммерсант.ру
Матильда Кшесинская на сцене и на экране.
19.10.17, Коммерсант.ру
Архив Харджиева в фонде In Artibus.
19.10.17, Коммерсант.ру
"Бельгийские правила/Бельгия правит" Яна Фабра на фестивале "Территория".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!