kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Большое греческое недоразумение

размер текста:

В Касселе открылась вторая часть documenta 14, сделанная куратором Адамом Шимчиком и его командой под девизом «Учиться у Афин».

Как обычно, фрагменты выставки разбросаны по всему городу, но в этот раз главный форум современного искусства, проходящий раз в пять лет в Касселе, нельзя по привычке назвать кассельской documenta — первая часть выставки уже два месяца как идет в Афинах. Из Касселя — Анна Толстова.

На площади перед Фридерицианумом, одним из старейших публичных художественных музеев Европы, который с самого начала documenta служил ей штаб-квартирой, вырастает Парфенон — копия в натуральную величину, только прозрачная, потому что его колонны, антаблемент и фронтоны сделаны из запаянных в пластиковую пленку книг.

Аргентинская художница Марта Минухин повторила работу 1983 года «Парфенон книг», выстроенный в Буэнос-Айресе после падения диктатуры из запрещенной при хунте литературы: когда сооружение демонтировали, книги раздали всем желающим.

Новый «Парфенон книг» вырастает на Фридрихсплац в Касселе в память о нацистском аутодафе сочинений «негерманского духа», происшедшем как раз на этом месте, и о бомбежках союзников, уничтоживших хранившуюся во Фридерициануме библиотеку. Сейчас любой может прислать на documenta 14 книги, павшие жертвой цензуры,— Парфенон достраивается на глазах, а по окончании выставки запретные плоды просвещения раздадут людям.

Классический портик Фридерицианума, на котором вместо названия появилась надпись турецкой художницы Бану Дженнетоглу «Быть в безопасности страшно», естественно, рифмуется с фасадом «Парфенона книг».

На фоне обострившегося противостояния Германии и Греции внутри Евросоюза documenta впервые в своей истории (предыдущие documenta тоже пытались открывать филиалы по всему миру, но то были лишь скромные представительства) перенесла в Афины половину выставки и основную часть перформативно-дискуссионной программы «Парламент тел», изрядно вложившись в афинскую инфраструктуру современного искусства.

В самом Фридерициануме в несколько расширенном виде показывают выставку, которую собирались, но за отсутствием денег не смогли показать на открытии Национального музея современного искусства в Афинах (многие из этих работ можно было видеть минувшей зимой на греческой выставке в петербургском Манеже).

Греческие художники составляют едва ли не большинство участников выставки в Касселе, и это не только давно вошедшие в мировую историю искусства Лукас Самарас или Такис, из приятных открытий — Георге Хаджимихалис, Андреас Ангелидакис, Танассис Тоцикас, Костас Циукас.

Но documenta все равно упрекают в культурном колониализме и бойкотируют: лозунг французского арт-провокатора Тьерри Жоффруа «documenta — это ботокс капитализма» пошел в массы.

Несмотря на девиз «Учиться у Афин», на открытии Адам Шимчик заявил, что «рабочий принцип documenta 14 — разучиться», то есть отвергнуть классическое западное знание как инструмент власти, в том числе колониальной. Целая экспозиция в Новой галерее показывает, как со времен Винкельмана конструировался западный образ «классической Греции» и как он в итоге трансформировался в современных идеологиях — от нацистской до либерально-демократической.

Это, надо сказать, самый удачный фрагмент documenta 14, потому что в Касселе, кажется, действительно разучились делать выставки.

В пижонский каталог не вошла добрая половина участников, некоторых не упомянули и в наспех напечатанном буклете; множество работ не имело этикеток, так что отчаявшиеся художники писали свои имена и названия творений от руки на бумажках, кое-как пришпиливая их к стенам; танец часто был представлен фотографиями, а не видео, музыка — лежащими в витринах нотами, а не аудиозаписями.

Выставочный хаос, какому и правда можно было научиться у протестующих Афин, прикрывается кураторскими инвективами «против интерпретации» и прочей деколониальной болтовней. Сосредотачиваясь на проблемах беженцев и расизма, уделяя первостепенное внимание трансгендерам и малым коренным народам, в частности саами и маори, documenta хочет быть «за все хорошее».

Но при этом сильнее любого искусства выглядят представленные в виде инсталляции материалы диссертации австралийца Джона Хита, обнаружившего на фотографии одного этнографа-любителя свою бабушку и сумевшего идентифицировать почти всех ее соплеменников с других снимков начала XX века,— его акция «возвращения имен» анонимным аборигенам растянулась на многие годы.

Возле «Парфенона книг» стоит «Памятник погибшим от насилия» Вадима Сидура, установленный в Касселе еще в 1974 году,— скульптуру временно переместили с другого конца Фридрихсплац. Кроме Сидура в documenta 14, одной из тем которой стало 100-летие Русской революции, из русских художников участвуют Павел Филонов, Михаил Матюшин, Иван Вышнеградский (как изобретатель ультрахроматического клавира) и Дмитрий Александрович Пригов.

Никого из живых русских художников, выражающих свою верность идеалам Великого Октября на деньги олигархических фондов, в Кассель не пригласили. Видимо, чему-то хорошему у Афин documenta 14 все же научилась.

МинПром

    

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи культуры
18.08.17, Сегодня
Чем разнообразней и красивее вы оформите свою корзинку, тем лучше.
18.08.17, Коммерсант
В прокате "Призраки Исмаэля" Арно Деплешена.
18.08.17, Коммерсант
Станислав Ф. Ростоцкий о Терминаторе и его возвращении.
18.08.17, Коммерсант
Уильям Кентридж поставил "Воццека".
17.08.17, Сегодня
Стационарные археологические исследования проводилилсь два года.
17.08.17, Коммерсант
Старейшая актриса МХТ не дожила год до столетия.
17.08.17, Коммерсант
Умерла Вера Глаголева.
17.08.17, Коммерсант
В Санкт-Петербурге открылась выставка работ скульптора.
16.08.17, Коммерсант
"Холокост и комикс" в Париже.
16.08.17, Коммерсант
"Кармен" показали в Брегенце.


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!