kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Экспорт голубых кровей

18.08.17
размер текста:

Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.

На лето в Одессу

9 августа на территории контейнерного терминала компании "ТИС" в порту Южном под Одессой открылся новый комплекс для складирования и перегрузки так называемой "голубой арматуры" – проката, тщательно защищаемого от коррозионных воздействий. Объект был построен специально под нужды криворожского АМКР. Последний не вложил в строительство ни копейки, но дал стивидору гарантии его максимальной загрузки. Согласно утверждениям руководства "ТИС" комплекс возвели за рекордные 5 месяцев, потратив на это 4,5 млн долл.

Его годовая перевалочная способность – 550 тыс. тонн грузов. Единовременно же он может вместить до 40 тыс. тонн металлопродукции. Номинально склад ориентирован на арматуру нежных кондиций, поскольку способен обеспечить водонепроницаемость и максимально оперативную погрузку на корабль. Но по большому счету АМКР может хранить здесь любой вид производимого проката. Партнерство с "ТИС" дает криворожскому меткомбинату большую маневренность в логистике и позволяет распрощаться с портом "Ольвия" (бывший Октябрьск). Несколько лет назад в АМКР даже задумывались о приватизации последнего, но процесс затянулся, и теперь компания Лакшми Митталла утратила к нему интерес. Тем более что одним портовым объектом в Николаеве – "Никмет-Терминал" – АМКР уже владеет. Для дифференциации ему важнее иметь базу в районе Большой Одессы.

"Мы намерены полностью загрузить данный комплекс", – заявила на совместном с "ТИС" открытии новой перевалки заместитель генерального директора АМКР по маркетингу и сбыту Анастасия Татарульева. По ее словам, объемы отправки грузов на экспорт через Южный и Николаев теперь будут сопоставимыми. Правда, из контекста не до конца понятно, касается ли это утверждение только арматуры, или других видов продукции тоже. Ведь сегодня на экспорт отправляется боле 80% производимого на АМКР товара, в частности, почти 4,8 млн тонн проката (показатель 2016 г.).

Стоит отметить, что одним портовым складом для "голубой арматуры" АМКР уже оперирует в Николаеве. Открыт он был 2 года назад. И его пропускная мощность в два с лишним раза меньше, чем у совместного с "ТИС" детища. Крытые склады "Никмет-Терминала" вмещают 16 тыс. тонн арматурной продукции за раз и позволяют отправить около 200 тыс. тонн на экспорт в целом за год. Разница и в том, что в Южном гавань существенно глубже: там могут грузить на суда вместимостью в 50 тыс. тонн против 38 тыс. тонн николаевских – экономия на фрахте налицо. Но с другой стороны железнодорожное плечо из Кривого Рога на Николаев короче, чем на Одессу. При этом на "Никмете" АМКР – полноправный хозяин, у "ТИС" – хотя и весьма желанный, но все же гость. Поэтому комбинату действительно есть смысл плюс-минус равномерно распределять экспортные потоки между двумя направлениями.

Голубые дали

"Голубая арматура" – это один из самых дорогих продуктов, выпускаемых АМКР. Поэтому с ним так и носятся. Чтобы отличить от подобных, прутья на срезе окрашивают в аристократический голубой цвет. Частично в этом можно усмотреть хитрые происки маркетинга. Частично – есть рациональное зерно. В арабском мире такая металлопродукция "голубых кровей" приобрела особую популярность. Так почему бы не воспользоваться этим обстоятельством для наращивания продаж?

Голубой срез – это условная метка дополнительного качества. Оно свидетельствует, что такая арматура транспортируется к месту назначения только в крытых вагонах и ни в коем случае не должна храниться под открытым небом, чтобы на нее не попадала влага. Таким образом ее защищают от образования ржавчины. А значит, поступив к покупателю, товар не требует никакой дополнительной антикоррозионной обработки (соответственно, экономятся время и деньги), а может сразу использоваться в строительных железобетонных конструкциях.

Железобетон – это, образно говоря, одно тело, создаваемое из арматурного каркаса и бетонной массы. Арматура работает на растяжение, бетон на сжатие и защиту конструкции. Если арматура будет покрыта слоем ржавчины, то прочностные показатели нарушатся, уменьшится степень ее сцепления с бетоном, снизятся поперечное сечение и несущая способность. Так что тот, кто покупает арматуру с голубым ободком, в итоге действительно выигрывает.

Основными ценителями этого криворожского VIP-продукта сегодня являются страны Ближнего Востока и Персидского залива (Ливан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ирак) и Северной Африки (Египет, Алжир, Марокко, Тунис, Ливия). Ряд из них реализуют масштабные высокотехнологические проекты, которые требуют самых качественных строительных материалов. Например, в Саудовской Аравии продолжаются работы по созданию "Джидда-сити" – фактически нового ультрасовременного города в пустыне, центром которого должен стать высочайший на планете 167-метровый небоскреб. Эмираты же вовсю готовятся ко Всемирной выставке "Экспо-2020", к началу которой планируется завершить серию грандиозных строек, начиная от непосредственно выставочной площадки и заканчивая несколькими искусственными островами и амбициозным Музеем будущего.

Несомненно, все эти планы у маркетологов "ArcelorMittall Кривой Рог" на карандаше. В сегменте арматуры комбинат является беспрекословным лидером среди украинских экспортеров. Так, в прошлом году страна в целом отправила за рубеж 2,8 млн тонн сортового проката, и более 2 млн из них составила продукция АМКР. При этом отгрузки на ближневосточные рынки выросли примерно на 15%, а в отдельные страны – и того больше. Например, поставки в Египет увеличились более чем на 40%, в Ливан – в 10 раз. Правда, в случае с Ливаном просто маленькой была начальная сравнительная база. В позапрошлом году он купил только 15 тыс. тонн украинской арматуры, в прошлом – 150 тыс. тонн. Вот и десятикратный рывок. А в ситуации с Египтом успешное продвижение на рынке обернулось введением антидемпинговых пошлин на украинскую продукцию в июне 2017 г.

Морвокзал на двоих

ArcelorMittal контролирует сегодня 17 портовых терминалов по всему миру. Такое число – знак системного подхода. И предположение о том, что группа потенциально заинтересована взять в собственность клочок берега в порту Южном, не лишено почвы под собой. С другой стороны, у компании "ТИС" уже имеется прецедент подобной портовой кооперации с одним из крупных игроков украинского ГМК. С 2012 г. Полтавский ГОК является одним из участников совместного предприятия по перевалке железорудного сырья в Южном – "ТИС-Руда". Подобная практика может быть применима и к АМКР.

Кроме того, у украинских правоохранительных органов (в частности, НАБУ) периодически возникает интерес к активам в Украине российского бизнесмена Алексея Федорычева – одного из конечных бенефициаров компании "ТИС". Для спокойствия общего бизнеса тот рано или поздно может прийти к решению продать свою долю. И в этом случае Л.Миттал может рассматриваться как один из благонадежных и платежеспособных покупателей.

Да и без этого "ТИС" заинтересована в ослаблении своих инвестиционных рисков за счет привлечения партнеров. В утвержденном 20-летнем плане развития порта Южный на ключевого стивидора ложится и ключевая финансовая нагрузка. Так, "ТИС" совместно с инвесторами обязался построить здесь новый причал №37, где могут быть созданы мощности для перевалки до 2 млн тонн грузов в год, а также обновить причал №14, обустроив на его территории универсальный терминал генеральных грузов и место для разворота судов. Кроме того, реконструкции и дноуглублению подлежат находящиеся в оперативном управлении "ТИС" причалы № 15, 18-20. А в зоне причалов 21-23 компания анонсировала строительство нового контейнерного терминала с пропускной способностью до 350 тыс. TEU в период до 2023 г. На все это потребуется больше 1 млрд долл. инвестиций. Вполне логично, что "ТИС" будет вести переговоры с грузоотправителями (в т. ч. и с АМКР) о том, чтобы часть затрат они взвалили на себя.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
10:44 | 29.08.2017
Д
"высочайший на планете 167-метровый небоскреб" - маловата высота для самого высокого небоскреба. Если быть точным, то 167 - это количество этажей будущего здания.

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!