kjsdsf
Подробнее Запомнить город


В битвах за урожай

31.07.17
размер текста:

Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.

В июне Минэкономразвития утвердило перечень агротехники украинского производства, стоимость которой будет частично компенсироваться из госбюджета при покупке сельхозпредприятиями. Возмещение составит 20% и касается продукции 40 компаний, в числе которых – Харьковский тракторный завод (ХТЗ), "Южмаш", "Бердянские жатки", "БелоцерковМАЗ" и др. (в целом – почти 800 наименований оборудования).

Актуальный срок подачи заявок – до 01.11.2017. Получить частичную компенсацию можно не только через госбанки, но и через те учреждения, в уставном капитале которых государству принадлежит не менее 75%. На 2017 год программой предусмотрена господдержка в 550 млн грн., на 2018-й – до 900 млн, а в 2019-2021 годах – до 1,5 млрд грн. ежегодно.

Новые правила

Данный механизм пришел на смену действовавшему ранее 30%-ному возмещению стоимости для самих производителей. Прежний вариант стимулировал удорожание агромашин, констатирует исполнительный директор Нацкомитета развития промышленности, почетный президент промгруппы УПЭК Анатолий Гиршфельд. К тому же, продолжает он, требование локализации производства на уровне 60% местных комплектующих многим предприятиям не позволяло участвовать в проекте. Согласно новым правилам стартовая локализация производителя может начинаться с 35%, но за 4 года участия в программе должна быть доведена до 60%. Это будет отслеживать особая межведомственная комиссия. Некоторые заводы фактически "авансом" вошли в перечень (не соответствуя требованиям на данный момент), однако до 1 декабря текущего года должны отчитаться о выполнении обязательств.

При этом определенные комплексные технологические процессы могут быть освоены участниками уже на 2-й или 3-й год (а не через 4 года), поэтому не исключено, что в дальнейшем Кабмин еще больше сократит первоначальный порог локализации – но только для выпуска комбайнов и тракторов. Послабления будут направлены и на привлечение зарубежных инвесторов к созданию профильных промплощадок в Украине (которая, к слову, в СССР на 70% обеспечивала компонентами все трактора и комбайны, и эта база во многом сохраняется до сих пор).

Впрочем, это лишь первый этап нового формата господдержки сельхозмашиностроения – нужно еще запустить инструменты компенсации процентов по кредитам и лизинговым платежам для самих аграриев, говорит А.Гиршфельд. По его словам, сейчас страна реализует амбициозный план по доведению годового сбора зерновых до 100 млн тонн, и для этого есть все предпосылки – логистика, почвы, климат, технологии; для усиления этих факторов нужно создать условия для вложения доходов отечественных хозяйств в свою, украинскую агротехнику.

Отдельное внимание Кабмин уделяет развитию кооперации с Беларусью, причем белорусские сельхозмашины уже собираются в Украине (комбайны, трактора и др.). "Целесообразно повышать локализацию, долю отечественных компонентов: мы можем поставлять белорусам прокат, диски, шины, гидравлику, а назад получать готовую технику, которая у нас пользуется спросом, – говорит А.Гиршфельд. – Это будет взаимовыгодное сотрудничество".

На фоне растущего спроса

Тем временем МинАПК сообщает, что за 5 мес. года сельхозпредприятия приобрели 4169 ед. машин и оборудования примерно на 4,6 млрд грн. В частности, закуплено 987 тракторов (на 1,5 млрд грн.), 250 зерноуборочных комбайнов (на 1 млрд), 782 ед. почвообрабатывающей техники (на 313,4 млн), 524 ед. посевной техники (на 529,4 млн), а также 1626 ед. другого оборудования (на 1,2 млрд грн.).

Главными внешними поставщиками комбайнов стали Германия, Польша, США. Вообще же за январь-май завезено различных агромашин на 201 млн долл., уточняют в МЭРТ; лидируют в стоимостной структуре импорта Германия (78,2 млн долл.), США (33,1 млн долл.), Бельгия (27,5 млн долл.). Состоянием на июль парк АПК насчитывает 312 тыс. тракторов и более 52 тыс. зерноуборочных комбайнов. В этой связи гендиректор компании "КУН-Украина" Асад Лапш акцентирует: в 2017 году прогнозируется перевыполнение плана продаж на украинском рынке на 70%, высоких результатов ожидают и другие операторы.

Для справки, экспорт агротехники за 5 мес. года составил 8,8 млн долл., преимущественно в Россию (71,4%). Так, экспортировано 10 комбайнов, из которых 7 – в Иран, 2 – в Турцию, 1 – в Молдову.

Да, основную часть приобретаемых в нашей стране сельхозмашин по-прежнему составляют импортные (включая б/у), однако с 2014 года из-за девальвации гривны и подорожания импорта спрос на произведенные в Украине аналоги заметно вырос, отмечают эксперты. В целом, несмотря на значительный ценовой рост (в среднем в 2,6 раза к 2013 году), в прошлом году аграрии снова увеличили закупки техники: одних только зернокомбайнов импортировано 3139, на 271,5 млн долл., и это не считая внутренней сборки.

Член Общественного совета при МинАПК Александр Ярославский информирует, что больше всего куплено комбайнов John Deere и Claаs; среди приобретенных 1557 тракторов наибольшей мощности – более 100 кВт – тоже лидируют John Deere (404 шт.), по 220 шт. в этой мощностной категории куплено тракторов New Holland и "Беларус", 205 шт. – Case. Всего же за 2016 год завезено агромашин на 407,7 млн долл., а экспортировано на 26,2 млн долл.

И все же, несмотря на обновление, с 2013 года общий парк агротехники несколько уменьшился (см. таблицу): пользователи не успевают покрывать выбытие старых, нередко еще советских машин – несмотря на свою достаточно высокую производственную динамику. На таком фоне меры господдержки закупок новой техники приобретают особое значение. "Все знают, что ее не хватает, и нагрузка на каждый агрегат в хозяйствах Украины в 2-3 раза больше, чем в той же Европе. Естественно, она покупается чаще и в больших количествах, — отмечает А.Лапш. – В ближайшие 10 лет ваши аграрии будут тратить на нее по 2-3 млрд долл. в год, ведь нужно выполнять все работы вовремя, в оптимальных объемах и качественно. Пока этого нет, к сожалению. Практически все хозяйства испытывают дефицит нужных машин и оборудования, к тому же нужно еще работать над культурой их повседневной эксплуатации во имя продления эффективного периода использования". А значит, рынку есть куда развиваться и количественно, и качественно.

Активное участие в этом постараются принять и отечественные изготовители. Сегодня в стране различную агротехнику выпускает примерно 80 заводов, крупнейшие – это "Эльворти Груп" (быв. "Червона Зирка", Кировоград), Херсонский машзавод, "Ковельсельмаш" (Волынь), "Велес Агро" (Одесса), ХТЗ. Кроме того, по-прежнему действует целый ряд региональных "сельмашей", в советское время обеспечивавших сельхозмашинами свою часть административной области, а сейчас пытающихся работать на общегосударственном рынке. Если он будет развиваться, то профильные производители смогут укрепить свой бизнес и продвигать его дальше.

Основная техника агрокомпаний Украины в фазе активной работоспособности, шт. на конец года (тракторы – в разрезе мощности)

Источник: МинАПК

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!