kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Судный день Балчуна

07.07.17
размер текста:

В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.

Как известно, бывший глава правления компании PKP Cargo В.Балчун был назначен руководителем "Укрзализныци" 20 апреля 2016 года. Назначение западного топ-менеджера прошло в атмосфере легкой эйфории – в частности, тогдашний министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус рассыпался в дифирамбах В.Балчуну, рассказывая, как он превратил PKP Cargo практически в конкурента Deutsche Bahn, одновременно являясь лидером успешного рок-бэнда.

Позже В.Балчун обнародовал План реформ, согласно которому предполагалось преобразовать "Укрзализныцю" в современного европейского железнодорожного чемпиона с ориентированной на клиента, прозрачной и свободной от коррупции платформой.

Коррупционный провал

Впрочем, на ниве борьбы с коррупцией у железнодорожного чемпиона дела явно не заладились. Под руководством В.Балчуна "Укрзализныця" по-прежнему остается той самой бочкой без дна, и коррупционные скандалы в ведомстве возникают с завидной регулярностью, а в июне текущего года произошел настоящий всплеск.

Так, 13 июня Генеральная прокуратура провела обыск в здании "Укрзализныци" по делу о растрате средств в особо крупных размерах. Как рассказал заместитель начальника отдела процессуального руководства ГПУ Александр Цилюрик, в рамках указанного объявленного подозрения фигурирует сумма в 12 млн грн., но в целом в уголовном производстве изучаются хищения на сотни миллионов гривен.

Уже на следующий день Служба безопасности Украины сообщила о том, что чиновники филиала УЗ "Энергосбыт" разработали коррупционный механизм по продаже "налево" электроэнергии. А 23 июня Национальное антикоррупционное бюро Украины отчиталось о 16 уголовных производствах на "Укрзализныце", выявленный ущерб по которым составляет 1 млрд грн. Одновременно НАБУ обратилось в суды с исками о расторжении заведомо невыгодных для госкомпании договоров, заключенных ее руководителями, на 277 млн грн.

Вынужденный как-то реагировать на вал сообщений о коррупции в своем ведомстве, В.Балчун 30 июня сообщил о том, что "Укрзализныця" для противодействия этому позорному явлению применит иностранный опыт – Forensic. Речь идет о комплексе мероприятий специализированной компании по расследованию уже совершенных коррупционных и других преступлений, а также предотвращению фактов мошеннических действий со стороны менеджеров компании, их ближайшего окружения. Однако вопрос, что мешало В.Балчуну применить этот прогрессивный опыт раньше, не дожидаясь сообщений силовиков о процветающей коррупции на "УЗ", остается открытым.

Клиент всегда прав

Стоит отметить, что повышение удовлетворения потребностей клиентов на 20% значилось первым пунктом в Плане реформ В.Балчуна. Но по факту оказалось, что клиент (перевозя грузы которого, "Укрзализныця" и зарабатывает львиную долю денег) этого "покращення" не заметил. В первую очередь один из основных клиентов "УЗ" – горно-металлургический комплекс. Как известно, в результате боевых действий на Востоке страны железнодорожное снабжение Мариуполя оказалось замкнуто на единственную ветку Камыш-Заря – Волноваха, обладающую невысокой пропускной способностью. И уже в 2014 году остро встал вопрос ее расширения.

Первый раз "Укрзализныця" официально открыла реконструированный участок пути Камыш-Заря – Волноваха еще 9 ноября 2016 года. Как ожидалось, реконструкция позволит увеличить его пропускную способность до 23 пар грузовых поездов и 4 пассажирских в сутки. Но по факту железнодорожники вышли только на уровень 16-17 поездов в день.

Второй раз о решении проблем с ж/д сообщением в направлении Мариуполя "Укрзализныця" отчиталась 25 мая текущего года, объявив об окончании строительства перегона Розовка – Зачатьевская. Однако вместо обещанных 24 пар грузовых поездов в сутки в начале июня металлурги увидели все те же 16. В результате металлурги были вынуждены организовать каботажные перевозки железорудного сырья в Мариуполь, что негативно влияет на себестоимость производимой продукции. Впрочем, и тут оказалось все не столь гладко, поскольку "Укрзализныця" не смогла обеспечить транспортировку необходимого количества грузов в порт Бердянска.

И жалобы не неудовлетворительную работу "Укрзализныци" поступают не только от представителей ГМК. Ранее свои претензии к железнодорожному монополисту высказывали аграрии, химики и производители стройматериалов. А буквально на днях ГП "Артемсоль" обратилась к "Укрзализныце" с просьбой обеспечить предприятие вагонами для перевозок продукции.

В свою очередь "Укрзализныця" ранее декларировала смелые планы по обновлению вагонов на текущий год. Однако из запланированных 9 тыс. грузовых вагонов за первые четыре месяца текущего года построено всего 252. Критической остается и ситуация с локомотивами, износ которых превышает 90%.

Танцы с тарифами

Перед самым приходом В.Балчуна в "Укрзализныцю" тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом были повышены на 15%. А годом ранее – сразу на 30%. Причем все повышения по традиции обосновывались необходимостью модернизировать порядком изношенную инфраструктуру, покупать новые вагоны и локомотивы. Но на практике эти деньги, как правило, тратились на совершенно другие вещи, в частности на уплату курсовых разниц по взятым ранее кредитам и повышение должностных окладов железнодорожников.

Польский менеджер решил не менять устоявшуюся украинскую традицию и проект финансового плана "Укрзализныци" с запланированным повышением тарифов на 22,5%, шокировав грузовладельцев, которые явно ожидали от западного специалиста другого подхода к решению проблемы.

"Мы считаем недопустимым подход, когда менеджмент "Укрзализныци" вместо того, чтобы решать проблемы коррупции, эффективности операционной деятельности, расширения клиентской базы и улучшения качества услуг, пытается лишь увеличить доходы за счет наиболее простого, но и наиболее тягостного для экономики способа – за счет повышения тарифов на грузовые перевозки. Перспектива существенно увеличить доходы монополии, не прикладывая усилий, привела к тому, что менеджмент "Укрзализныци" подготовил проект финансового плана, в котором даже не прослеживается намерений относительно снижения себестоимости и расходной части в целом", – говорится в письме отраслевых ассоциаций крупнейших грузовладельцев к премьер-министру Владимиру Гройсману.

Руководители отраслевых ассоциаций предупреждают, что столь резкое повышение тарифов в нынешних экономических условиях приведет к вынужденному сокращению производства и даже остановке некоторых предприятий реального сектора. "Усиление ценовой конкуренции на мировых рынках, а также текущие незначительные темпы экономического роста в Украине не позволят целому ряду отраслей, без существенных негативных последствий, абсорбировать такое значительное повышение логистических расходов", – предостерегают представители крупнейших грузоотправителей.

При анализе финансового плана в первую очередь обращают на себя внимание неадекватно высокие заявленные расходы на капитальные инвестиции в размере 22,7 млрд грн. Очевидно, что это цифра-"пустышка", единственное назначение которой – служить основанием для повышения тарифа. По итогу первых пяти месяцев текущего года "Укрзализныця" направила на капитальные инвестиции всего около 2 млрд грн., что составляет менее 10% от запланированного, и этом при том, что на счетах ПАО по состоянию на начало года находилось 7 млрд грн. Мнение о том, что железнодорожники не собираются тратить такие большие деньги на капинвестиции, подтверждает и прошлогодняя ситуация, когда при инвестпрограмме в 11,2 млрд грн. по факту было потрачено немногим более половины – 6,1 млрд грн.

Явно завышенные расходы обнаруживаются и в других статьях финплана. В частности, по статье "Юридические услуги" планируется потратить в текущем году 70,7 млн грн., в то время как в 2016 году на эти цели было направлено всего 7,9 млн грн. Более того, железная дорога собирается в 2017-м потратить 75 млн грн. на маркетинговые услуги и 65 млн грн. – на услуги по диагностированию финансово-хозяйственного состояния "Укрзализныци", хотя в прошлом году у "УЗ" вообще не было необходимости в получении данных услуг. В письме Министерства экономического развития и торговли на адрес "Укрзализныци" относительно проекта финплана на 2017 год указаны и другие завышенные статьи расходов, в частности "Реклама" (рост на 124% по сравнению с 2016 годом) и "Повышение квалификации и переподготовка кадров" (рост на 561%).

Стоит отметить, что в Американской торгово-промышленной палате в Украине считают, что "Укрзализныця" имеет ресурс и возможности не повышать грузовые тарифы в 2017 году. Это следует из письма президента палаты Андрея Гундера на имя министров инфраструктуры, финансов, первого вице-премьера и главы Государственной регуляторной службы, копия которого есть в распоряжении МинПрома. Эксперты АТПП обратили внимание на приказ Министерства инфраструктуры №782 от 8 октября 2013 года "Об утверждении Порядка пересмотра тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", согласно которому тарифы подлежат пересмотру в случае наступления хотя бы одного из двух условий: если уровень доходов от обычной деятельности не обеспечивает компенсацию текущих расходов железной дороги или если у "УЗ" не хватает средств на осуществление капитальных инвестиций.

Эксперты АТПП указывают, что первое условие характеризуется показателем EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации), который имел бы плановое значение +17,5 млрд грн. без учета индексации тарифа, что свидетельствует о способности "Укрзализныци" финансировать операционную деятельность в 2017 году. Относительно второго условия в АТПП справедливо отметили, что за оставшееся до конца года время эффективно освоить более 20 млрд грн. попросту невозможно.

О том, что у "Укрзализныци" дела в финансовом плане идут относительно неплохо, свидетельствует и информация самого В.Балчуна, который 5 июля сообщил, что за первое полугодие железная дорога получила чистую прибыль в размере 103,1 млн грн. При этом доход от перевозок увеличился на 4 млрд грн. (+14%), а финансовый результат по грузовым перевозкам составил 7,2 млрд грн., что на 1,3 млрд грн. превышает прошлогодний показатель.

Истина рождается в диалоге

Вопрос повышать или не повышать тарифы, а если повышать, то на сколько, можно дать только после дискуссии, в которой бы приняли участие все стороны – правительство, транспортники, грузовладельцы и эксперты рынка. Но парадокс ситуации состоит в том, что сама "Укрзализныця" от этого диалога всячески уклоняется.

Как известно, ранее Государственная регуляторная служба решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки повышения ж/д тарифов. О целесообразности привлечения к работе над проектом финплана "УЗ" ключевых грузоотправителей и профильных ассоциаций отмечалось и в письме Минэкономразвития к Федерации металлургов Украины. "Попытки диалога были, но конструктивными их назвать никак нельзя – нас постоянно ставили перед аксиомой, что финансовый план "Укрзализныци" единственно правильный и тарифы должны вырасти", – рассказал глава ФМУ Сергей Беленький.

Более того, "Укрзализныця" при подготовке финплана не прислушивалась и к мнению профильного министерства. Об этом говорится в письме Министерства инфраструктуры к МЭРТ за подписью замминистра Надежды Казначеевой. В частности, в документе отмечается, что МИУ в апреле обращалось к "УЗ" с просьбой учесть в проекте финплана объемы расходов, необходимых для обновления подвижного состава, в том числе за счет средств, которые планируется получить от индексации тарифов. Кроме того. министерство настаивало на необходимости создания отдельного счета для аккумулирования средств, которые планируется получить от индексации тарифов и определения механизма их прозрачного целевого использования. Но эти замечания министерства не нашли отображения в финплане "УЗ".

Кроме того, представители промышленности имеют иную точку зрения относительно того, куда необходимо инвестировать полученные от них средства в первую очередь. "Укрзализныцей" озвучены амбициозные планы по строительству новых вагонов, но наиболее целесообразно было бы решать проблему их дефицита за счет стимулирования частных инвестиций в подвижной состав, – отмечает С.Беленький. – Ключевой же приоритет инвестиционной программы должен быть сконцентрирован на ликвидации узких мест в инфраструктуре, закупке новых и ремонте старых локомотивов".

В правительстве уже принято решение о том, что решение о дальнейшей работе В.Балчуна на посту руководителя "Укрзализныци" будет принято после его отчета. Такое решение озвучил на днях В.Гройсман. Максимально публичного отчета от польского топ-менеджера ожидает и бизнес. "Логичным было бы сначала заслушать отчет В.Балчуна о проделанной за год работе, после чего принять решение Кабинета министров о том, продлевать контракт с польским менеджером или нет. Финансовый план "Укрзализныци" должен подаваться легитимным руководителем, чтобы все понимали, что этот человек имеет юридические полномочия и остается данный финплан выполнять", – считает президент Объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков.

Президент "Укрметаллургпрома" также обратил внимание на существование особой процедуры по принятию решения по тарифам, поскольку железная дорога является монополистом. "Принятие финплана с учетом повышения тарифов на 22,5% является некорректным, поскольку решение по тарифам еще не принято. Поэтому сначала нужно принимать финплан без учета повышения с нулевым вариантом, и такой вариант у "Укрзализныци" есть. А потом, если будет решение поднять тарифы, внести изменения в финплан, уже понимая, с какого числа и на какой процент они будут подниматься. В финплан можно в течение года дважды вносить изменения, и это будет и корректно и понятно", – резюмировал А.Каленков.

Елена Курашина

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!