kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Коммунальный ремонт Украины

16.06.17
размер текста:

Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.

Украина обладает достаточно развитой сетью городского транспорта, включая такие основные его виды, как трамвай, троллейбус, автобус, метро. Метрополитен действует в Киеве, Харькове, Днепре, планы строительства в том или ином виде существуют для Одессы и Донецка. Большинство областных центров и прочих крупных городов имеет троллейбусные системы, а некоторые – еще и трамвайные. Из числа городов, не являющихся облцентрами, электротранспорт есть в Кривом Роге, Кременчуге, Каменском, Мариуполе, Краматорске, Горловке, других промцентрах Донбасса.

Вся эта разветвленная система требует постоянного обновления и развития. В советское время данная потребность покрывалась в основном из-за пределов республики, особенно по троллейбусам. Некоторое количество трамваев производилось в Киеве, часть необходимых автобусов – на всесоюзно известном ЛАЗе, а остальное поступало извне.

После распада Союза отечественный гортранспорт начал деградировать, в т.ч. из-за  очень медленного обновления подвижного состава. По информации Мининфраструктуры, за период с 1990 года по настоящее время число рабочих  единиц наземного коммунального транспорта обвалилось вдвое, с 12,3 тыс. до немногим более 6000, а усредненный износ достиг уровня 80%. Тем не менее обновление продолжалось, в числе самых известных производственных проектов – выпуск троллейбусов на заводе "Южмаш", "рестарт" ЛАЗа на базе современных технологий, изготовление малых автобусов корпорацией "Богдан" и другими компаниями.

Автобусная динамика

В 2016 году украинский рынок новых автобусов вырос примерно в 2 раза, до 1293 ед. – прежде всего за счет импорта и распродажи складов, тогда как производство, напротив, упало на 64,2%, до 321 ед. Ведущие позиции на рынке – 31% в "штуках" – занял "Павловский автобус" (марка ПАЗ; Россия), он входит в группу ГАЗ и часть его машин в нашей стране фигурирует под брендом "Мрія". Правда, весной данное предприятие попало под расширенные антироссийские санкции, и теперь его позиции, вероятно, ослабнут.

На 2-м месте – "Черкасский автобус" с ТМ Ataman, в прошлом году начавший производство машин экологического стандарта Евро-5, включая модели с газовыми двигателями. Далее в порядке убывания рыночной позиции следуют "Часовоярские автобусы" с маркой "Рута", "Богдан" (также осваивающий машины на газе) и "Эталон". Кроме того, автобусы в Украине выпускают Запорожский автозавод (ЗАЗ), "ЭлектронТранс" (Львов; бренд "Электрон"), "Стрый-Авто". Из иностранных ТМ присутствуют Mercedes-Benz, Сitroen, собственно ГАЗ, тоже попавший под санкции, и, конечно, Минский АЗ, продукцией которого во многом укомплектованы маршруты столицы и других городов. В частности, уже в июне МАЗ выиграл тендер на поставку 100 низкопольных автобусов в Киев.

С другой стороны, "Богданы" и другие отечественные автобусы можно встретить в большинстве постсоветских стран. С недавних пор экспорт своей продукции в Польшу начал ЗАЗ, а "Эталон" разработал 2 новые модели совместно с DAF и готовится начать их поставки в Центрально-Восточную Европу.

В 2017-м крупные украинские города продолжают обновлять автобусные парки, что позволяет рассчитывать на оживление производства автобусов. Так, Киев в течение года намерен закупить 100 новых автобусов, 80 троллейбусов и 40 трамваев на общую сумму более 3 млрд грн., Запорожский горсовет – до 35 автобусов. А Европейский инвестбанк сейчас открывает кредитную линию на 200 млн евро для обновления гортранспорта в Украине. Добавим, в начале года Кабмин при закупке автобусов, троллейбусов и электробусов за бюджетные средства разрешил увеличить размер предоплаты до 70% их стоимости (ныне – 30%), а срок ее погашения увеличен до 8 мес. для колесного транспорта и до 1 года для трамваев; соответствующие изменения внесены в постановление №117 от 23.04.2014.

Электротренды

Что касается троллейбусов, то их выпуском в последние годы занимаются в первую очередь крупные отечественные изготовители автобусов – "Богдан", "ЭлектронТранс", ЛАЗ. Возобновил троллейбусное производство и "Южмаш", создавший соответствующие мощности в 1990-х годах. После постперестроечного застоя троллейбусные сети в украинских городах снова "приходят в себя" и начинают развиваться, и эксперты ожидают в ближайшие годы более или менее стабильного спроса на соответствующий подвижный состав. В этом сегменте также активен белорусский МАЗ, однако его позиции намного слабее, чем на рынке автобусов. Есть и экспорт: например, "Богдан" в последние годы поставлял свои троллейбусы в Польшу.

Довольно активно обновляется и трамвайное хозяйство, опираясь на таких производителей, как "Татра-Юг" (Одесса; промплощадка – на базе "Южмаша", г. Днепр), тот же "ЭлектронТранс", Крюковский вагонзавод. Конкурентом им выступает польская Pesa и другие европейские производители, причем есть планы создать в столице СП по сборке вагонов Pesa. В свою очередь, наши компании пытаются участвовать в зарубежных тендерах: скажем, "Татра-Юг" выиграла в Египте конкурс на поставку 15 вагонов и участвует в других тендерах в Азии. По словам гендиректора одесского предприятия Анатолия Кердивары, философия президента США Дональда Трампа Buy American, hire American ("Покупай американское и нанимай американцев") распространяется на все крупные государства: везде необходима защита внутреннего производителя, борьба за сохранение рабочих мест. Поэтому выход на внешний рынок, как правило, предполагает создание консорциума или СП на территории страны-покупателя, прохождение длительных дополнительных сертификаций, локализацию производства и пр.

И все-таки муниципалитеты пока что делают ставку на модернизацию и реконструкцию трамваев, а не на покупку новых, сетуют аналитики. Так, в начале года КП "Запорожэлектротранс" запустило проект сборки трамваев на базе имеющихся вагонных тележек и новых комплектующих производства различных заводов Украины: к примеру, корпус поставляется Калушским машзаводом (Ивано-Франковская область). Подобным образом в последние годы действовали Одесса, Харьков, отмечает А.Кердивара, а вот Киев от такой практики уже отказался, поскольку примерно после 3 лет эксплуатации затраты на такой вагон уже превышают стоимость нового.

Вместе с тем отечественные города продолжают закупать б/у трамваи – или попросту получать их, как Винница, которой подобный подвижный состав предоставила Швейцария. А столица в 2015 году приобрела в Праге 23 старых трамвая, которые до того отработали примерно по 30 лет. Тем не менее эти вагоны находятся в отличном состоянии из-за тщательного ухода со стороны чехов. А вот б/у автобусы и тем более троллейбусы украинские общины в последние лет 10 использовать почти перестали, хотя до того, начиная с 1990-х годов, эта практика была заметной и в Киеве, и в других городах.

Скорее всего, крупные города страны продолжат постепенно обновлять гортранспорт, резюмируют экономисты. В 2016 году премьер Владимир Гройсман анонсировал "капитальный ремонт Украины" (подразумевая прежде всего модернизацию различной инфраструктуры) – хотелось бы надеяться, что это будет воплощаться в жизнь, в т.ч. и на уровне коммунального транспорта.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
11:07 | 28.06.2017
Гость
Можно начать с дверей mexin.com.ua
18:34 | 25.06.2017
Гость
Такое впечатление,что инвесторы не читали историю закупки Киевом сотни российских вагонов метрополитена

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!