kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Тайный финплан Балчуна: затраты и тарифы вверх, оптимизации и обсуждения не намечается

23.05.17
размер текста:

"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.

Как известно, в декабре прошлого года Министерство инфраструктуры с большим скрипом согласовало проект финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. При этом министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал подготовленный командой польского реформатора Войцеха Балчуна финплан "откровенно слабым" и тогда же заверил, что никакого повышения тарифов без согласования с бизнесом не будет.

В феврале Государственная регуляторная служба отказалась согласовывать проект приказа Министерства инфраструктуры, предусматривающий повышение грузовых ж/д тарифов и решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки их повышения. Позже министр инфраструктуры в очередной раз подчеркнул, что повышать грузовые тарифы можно только после появления общей позиции "Укрзализныци" и бизнеса по этому вопросу.

Однако эта общая позиция так и не была выработана. Несмотря на многочисленные обращения промышленников к руководству "Укрзализныци" монополия так и не представила для обсуждения детализированный проект финансового плана. Вместо этого ее руководитель В.Балчун озвучивает фантастические инвестиционные планы в объеме 150 млрд грн. в течение пяти лет, закупку 20 тыс. грузовых вагонов и т.д., в то время как после года его пребывания на должности "Укрзализныця" не может обеспечить прохождение необходимого количества поездов на Мариуполь и Бердянск, а на нехватку вагонов периодически жалуются все грузоотправители – от металлургов до аграриев.

МинПрому
удалось неофициально ознакомиться с некоторыми пунктами нового финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. Вместо предлагаемого ранее повышения тарифов на 25% железная дорога хочет поднять их на 22,5% с 1 июня. Но даже такое повышение не сделает "Укрзализныцю" прибыльной!

Впрочем, разговор о прибыли "Укрзализныци" заслуживает отдельной темы, пока же те цифры, которые попадают в СМИ, скорее говорят о том, что руководство железнодорожного монополиста просто озвучивает удобные показатели в нужный момент. Например, в январе председатель правления В.Балчун торжественно отчитался, что под его мудрым руководством "Укрзализныця" вышла в плюс и закончила прошлый год с прибылью в 303 млн грн. Однако, согласно обнародованным в апреле результатам аудита, проведенного международной аудиторской компании Ernst&Young, убытки "УЗ" в 2016 году составили 7,3 млрд грн. Таким образом, когда В.Балчуну нужно отрапортовать о победах, внезапно появляется прибыль, а когда необходимо проталкивать повышение тарифов – убыток.

Изюминкой нынешней ситуации является то, что даже с учетом предлагаемого 22,5%-ного повышения тарифов ожидаемый чистый убыток "Укрзализныци" в прошлом году составит 3,37 млрд грн. И это неудивительно, ведь некоторые статьи затрат консолидированного финансового плана определенно завышены, корректность их планирования вызывает сомнения и требует оптимизации.

Как и в предыдущем варианте финплана, огромные расходы заявлены на капитальные инвестиции – 22,7 млрд грн. Очевидно, что настолько большая сумма имеет мало общего с реальностью. Так, в прошлом году на капитальные инвестиции было потрачено менее 7 млрд грн. при заявленных еще предшественниками В.Балчуна 11,2 млрд грн. В первом квартале текущего года на эти цели было израсходовано почти 1,3 млрд грн., что составляет менее 6% от запланированного бюджета.

Также в новом проекте финплана предусмотрены инвестиционные затраты в размере 7,2 млрд грн. на приобретение полувагонов. в том числе 2,4 млрд грн. на изготовление 3 тыс. вагонов собственными силами. Но 12 мая первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства "УЗ" Михаил Мурашко признал, что железная дорога не в состоянии произвести такое количество вагонов. По его словам, на мощностях "УЗ" изготовлено всего 250 вагонов и до конца года стоит ожидать еще около 1 тыс. единиц.

По некоторым статьям запланирован весьма стремительный рост затрат. В частности, на административные расходы в текущем году предусмотрено направить 1,7 млрд грн., что более чем вдвое превышает прошлогодний показатель. А затраты на юридические услуги планируется увеличить в 8,9 раз – с 7,9 млн грн. до 70 млн грн.

Не забывают железнодорожники и о себе любимых. Согласно новому проекту финплана расходы на оплату труда вырастут на 26%, до 24,2 млрд грн. при снижении численности работников на 5%. А по отдельным категориям фонд оплаты труда неадекватно увеличился: директор – +192,1%, административно-управленческий персонал – +267% к факту 2016 года. Также предлагается премировать руководящий состав на 0,5 млн грн., и это при запланированной убыточности железной дороги!

В новый проект финплана заложено и увеличение затрат на дизтопливо и электроэнергию. В частности, затраты на дизтопливо планируется увеличить на 1,1 млрд грн., что почти на 19% больше прошлогоднего показателя. На электроэнергию затраты вырастут на 8,5%, или на 660 млн грн. При этом в удельных расходах на т.км. не прослеживаются цели по снижению удельных расходов ключевых ресурсов (дизтопливо, электроэнергия), хотя по оценкам отдельных экспертов масштабы воровства дизельного топлива на "УЗ" достигают 20-30% от объема потребления.

Стоит отметить, что при существенном общем росте затрат динамика грузопотоков, несмотря на предусмотренное увеличение на 3,2% относительно факта 2016 года, снижена по отношению к плановым прошлогодним показателям на 3,4%, т.е. грузопотоки увеличивать не планируется. В течение последних лет на железных дорогах наблюдается неуклонное снижение объема грузоперевозок при постоянном росте тарифов. В 2016 году объем грузоперевозок "Укрзализныци" упал на 2%, а перевозки автомобильным транспортом выросли на 12%. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что при очередном повышении тарифов мы увидим продолжение этой динамики – бизнес продолжит все больше "уходить" с УЗ, а украинские автодороги – разрушаться от верениц тяжелых грузовиков.

Учитывая, что при пересмотре тарифов на грузовые перевозки на 22,5% "Укрзализныця" планирует дополнительно получить 6,707 млрд грн. доходов, все равно непонятно, зачем проводить индексацию тарифов, если без нее железная дорога имеет возможность профинансировать беспрецедентную инвестпрограмму в 16 млрд грн., разрешение на которые "УЗ" получила от правительства в начале 2017 года (и это с учетом того, что в финплане не отражены эффекты от операционных улучшений, которые могли быть дать монополии несколько миллиардов гривен дополнительных доходов).

Необходимо учесть и тот факт, что "Укрзализныця" получает неплохой доход от грузовых перевозок и при нынешних тарифах. При этом железная дорога тщательно скрывает себестоимость грузовых перевозок. "Еще полтора-два года назад "Укрзализныця" озвучивала цифру 35-37%. По той отчетности, которую "Укрзализныця" дает своим иностранным кредиторам, это от 35% до 50%. Грузовые перевозки крайне прибыльные", – отмечал ранее президент ОП Укрметаллургпром Александр Каленков.

В связи с этим более логичным было бы доработать финплан исходя из предположения об нулевой индексации ж/д тарифов, заложить более агрессивные цели по снижению затрат монополиста (в т.ч. удельных расходов электроэнергию и дизтопливо), подробно проработать инвестпрограмму и проекты, которые в нее попадут, а также оценить их экономическую эффективность. И только после этого, если останутся действительно важные проекты, которые необходимо профинансировать именно в 2017 году, проработать их и вынести на обсуждение общественности, понимая, что для их реализации необходима индексация тарифов.

Сегодня вопрос тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не только касается "Укрзализныци", а будет иметь непосредственное отражение на работе всей украинской экономики. Соответственно, можно либо ускорить выход Украины из кризиса, либо же замедлить его. Блокада неподконтрольных Киеву территорий уже привела к снижению темпов роста ВВП, тарифный удар по украинской экономике рискует снизить этот показатель почти до нуля. В связи с этим хотелось бы услышать позицию премьер-министра Владимира Гройсмана и первого вице-премьера – министра экономики Степана Кубива: будет ли принято прозрачное и взвешенное решение по ж/д тарифам или же мы увидим очередной договорняк по финансовым потокам крупнейшего государственного монополиста.

Елена Курашина

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!