kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Тайный финплан Балчуна: затраты и тарифы вверх, оптимизации и обсуждения не намечается

23.05.17
размер текста:

"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.

Как известно, в декабре прошлого года Министерство инфраструктуры с большим скрипом согласовало проект финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. При этом министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал подготовленный командой польского реформатора Войцеха Балчуна финплан "откровенно слабым" и тогда же заверил, что никакого повышения тарифов без согласования с бизнесом не будет.

В феврале Государственная регуляторная служба отказалась согласовывать проект приказа Министерства инфраструктуры, предусматривающий повышение грузовых ж/д тарифов и решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки их повышения. Позже министр инфраструктуры в очередной раз подчеркнул, что повышать грузовые тарифы можно только после появления общей позиции "Укрзализныци" и бизнеса по этому вопросу.

Однако эта общая позиция так и не была выработана. Несмотря на многочисленные обращения промышленников к руководству "Укрзализныци" монополия так и не представила для обсуждения детализированный проект финансового плана. Вместо этого ее руководитель В.Балчун озвучивает фантастические инвестиционные планы в объеме 150 млрд грн. в течение пяти лет, закупку 20 тыс. грузовых вагонов и т.д., в то время как после года его пребывания на должности "Укрзализныця" не может обеспечить прохождение необходимого количества поездов на Мариуполь и Бердянск, а на нехватку вагонов периодически жалуются все грузоотправители – от металлургов до аграриев.

МинПрому
удалось неофициально ознакомиться с некоторыми пунктами нового финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. Вместо предлагаемого ранее повышения тарифов на 25% железная дорога хочет поднять их на 22,5% с 1 июня. Но даже такое повышение не сделает "Укрзализныцю" прибыльной!

Впрочем, разговор о прибыли "Укрзализныци" заслуживает отдельной темы, пока же те цифры, которые попадают в СМИ, скорее говорят о том, что руководство железнодорожного монополиста просто озвучивает удобные показатели в нужный момент. Например, в январе председатель правления В.Балчун торжественно отчитался, что под его мудрым руководством "Укрзализныця" вышла в плюс и закончила прошлый год с прибылью в 303 млн грн. Однако, согласно обнародованным в апреле результатам аудита, проведенного международной аудиторской компании Ernst&Young, убытки "УЗ" в 2016 году составили 7,3 млрд грн. Таким образом, когда В.Балчуну нужно отрапортовать о победах, внезапно появляется прибыль, а когда необходимо проталкивать повышение тарифов – убыток.

Изюминкой нынешней ситуации является то, что даже с учетом предлагаемого 22,5%-ного повышения тарифов ожидаемый чистый убыток "Укрзализныци" в прошлом году составит 3,37 млрд грн. И это неудивительно, ведь некоторые статьи затрат консолидированного финансового плана определенно завышены, корректность их планирования вызывает сомнения и требует оптимизации.

Как и в предыдущем варианте финплана, огромные расходы заявлены на капитальные инвестиции – 22,7 млрд грн. Очевидно, что настолько большая сумма имеет мало общего с реальностью. Так, в прошлом году на капитальные инвестиции было потрачено менее 7 млрд грн. при заявленных еще предшественниками В.Балчуна 11,2 млрд грн. В первом квартале текущего года на эти цели было израсходовано почти 1,3 млрд грн., что составляет менее 6% от запланированного бюджета.

Также в новом проекте финплана предусмотрены инвестиционные затраты в размере 7,2 млрд грн. на приобретение полувагонов. в том числе 2,4 млрд грн. на изготовление 3 тыс. вагонов собственными силами. Но 12 мая первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства "УЗ" Михаил Мурашко признал, что железная дорога не в состоянии произвести такое количество вагонов. По его словам, на мощностях "УЗ" изготовлено всего 250 вагонов и до конца года стоит ожидать еще около 1 тыс. единиц.

По некоторым статьям запланирован весьма стремительный рост затрат. В частности, на административные расходы в текущем году предусмотрено направить 1,7 млрд грн., что более чем вдвое превышает прошлогодний показатель. А затраты на юридические услуги планируется увеличить в 8,9 раз – с 7,9 млн грн. до 70 млн грн.

Не забывают железнодорожники и о себе любимых. Согласно новому проекту финплана расходы на оплату труда вырастут на 26%, до 24,2 млрд грн. при снижении численности работников на 5%. А по отдельным категориям фонд оплаты труда неадекватно увеличился: директор – +192,1%, административно-управленческий персонал – +267% к факту 2016 года. Также предлагается премировать руководящий состав на 0,5 млн грн., и это при запланированной убыточности железной дороги!

В новый проект финплана заложено и увеличение затрат на дизтопливо и электроэнергию. В частности, затраты на дизтопливо планируется увеличить на 1,1 млрд грн., что почти на 19% больше прошлогоднего показателя. На электроэнергию затраты вырастут на 8,5%, или на 660 млн грн. При этом в удельных расходах на т.км. не прослеживаются цели по снижению удельных расходов ключевых ресурсов (дизтопливо, электроэнергия), хотя по оценкам отдельных экспертов масштабы воровства дизельного топлива на "УЗ" достигают 20-30% от объема потребления.

Стоит отметить, что при существенном общем росте затрат динамика грузопотоков, несмотря на предусмотренное увеличение на 3,2% относительно факта 2016 года, снижена по отношению к плановым прошлогодним показателям на 3,4%, т.е. грузопотоки увеличивать не планируется. В течение последних лет на железных дорогах наблюдается неуклонное снижение объема грузоперевозок при постоянном росте тарифов. В 2016 году объем грузоперевозок "Укрзализныци" упал на 2%, а перевозки автомобильным транспортом выросли на 12%. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что при очередном повышении тарифов мы увидим продолжение этой динамики – бизнес продолжит все больше "уходить" с УЗ, а украинские автодороги – разрушаться от верениц тяжелых грузовиков.

Учитывая, что при пересмотре тарифов на грузовые перевозки на 22,5% "Укрзализныця" планирует дополнительно получить 6,707 млрд грн. доходов, все равно непонятно, зачем проводить индексацию тарифов, если без нее железная дорога имеет возможность профинансировать беспрецедентную инвестпрограмму в 16 млрд грн., разрешение на которые "УЗ" получила от правительства в начале 2017 года (и это с учетом того, что в финплане не отражены эффекты от операционных улучшений, которые могли быть дать монополии несколько миллиардов гривен дополнительных доходов).

Необходимо учесть и тот факт, что "Укрзализныця" получает неплохой доход от грузовых перевозок и при нынешних тарифах. При этом железная дорога тщательно скрывает себестоимость грузовых перевозок. "Еще полтора-два года назад "Укрзализныця" озвучивала цифру 35-37%. По той отчетности, которую "Укрзализныця" дает своим иностранным кредиторам, это от 35% до 50%. Грузовые перевозки крайне прибыльные", – отмечал ранее президент ОП Укрметаллургпром Александр Каленков.

В связи с этим более логичным было бы доработать финплан исходя из предположения об нулевой индексации ж/д тарифов, заложить более агрессивные цели по снижению затрат монополиста (в т.ч. удельных расходов электроэнергию и дизтопливо), подробно проработать инвестпрограмму и проекты, которые в нее попадут, а также оценить их экономическую эффективность. И только после этого, если останутся действительно важные проекты, которые необходимо профинансировать именно в 2017 году, проработать их и вынести на обсуждение общественности, понимая, что для их реализации необходима индексация тарифов.

Сегодня вопрос тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не только касается "Укрзализныци", а будет иметь непосредственное отражение на работе всей украинской экономики. Соответственно, можно либо ускорить выход Украины из кризиса, либо же замедлить его. Блокада неподконтрольных Киеву территорий уже привела к снижению темпов роста ВВП, тарифный удар по украинской экономике рискует снизить этот показатель почти до нуля. В связи с этим хотелось бы услышать позицию премьер-министра Владимира Гройсмана и первого вице-премьера – министра экономики Степана Кубива: будет ли принято прозрачное и взвешенное решение по ж/д тарифам или же мы увидим очередной договорняк по финансовым потокам крупнейшего государственного монополиста.

Елена Курашина

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!