kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Экспортные сны

05.05.17
размер текста:

Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.

Минэкономразвития презентовало Экспортную стратегию Украины, обозначающую приоритеты и перспективы национального экспорта в нынешних экономико-политических реалиях. По словам главы МЭРТ Степана Кубива, ключевым приоритетом будут поставки продукции с высокой добавленной стоимостью, а точнее – наукоемкий и инновационный экспорт, призванный содействовать устойчивому развитию страны.

Акцент на машиностроении

Действительно, из 7 секторов товаров и услуг, избранных приоритетными для экспорта на период до 2021 года, 3 касаются машиностроения и сопряженных областей и сформулированы как собственно "машиностроение", а также "техобслуживание и ремонт самолетов", "изготовление запчастей для авиапрома".

Тем самым, последние 2 сектора касаются самолетостроения, в котором и правда имеется неплохая база – компания "Антонов" и харьковский авиазавод, около 10 авиаремонтных предприятий, производители двигателей и других компонентов. Так, в последние лет 10 отечественным авиаремонтникам удавалось привлекать крупные зарубежные контракты на модернизацию советской авиатехники для Индии, Египта, Ирака и др.; объем контрактов исчисляется миллионами долларов.

Значительной остается и база остального машиностроения: от флагманов металлургического ("Азовмаш", Новокраматорский машзавод) и энергетического ("Турбоатом", "Электротяжмаш") – до межрегиональной сети производителей сельхозтехники (местные "сельмаши") и до автопрома (КрАЗ, ЗАЗ, "Богдан", "Еврокар"). Эти компании могут выпускать оборудование, конкурентоспособное не только на внутреннем или СНГ-шном, но и на западных рынках, особенно что касается отдельных узлов и комплектующих. Например, не секрет, что украинские смежники уже много лет поставляют компоненты для ведущих западных автобрендов вроде Mercedes или BMW.

При этом если в 2012 году доля машиностроения (разделы XVI и XVI УКТВЭД) в экспорте составляла 18,9% (на 13 млрд долл), то в 2016-м она упала до всего лишь 11,5% - за счет обвала продаж в Россию, которая после распада СССР оставалась, да и остается главным покупателем машин и оборудования происхождением из Украины. Основная причина этого – схожие стандарты самой различной техники и ее использования, и это сходство сохранится еще как минимум много лет. Приобретают наши машины и в других постсоветских государствах, и в Азии-Африке, особенно в странах, бывших союзниками СССР. В целом нет никаких сомнений, что отечественная экономика нуждается в развитии продукции конечной переработки, и не только для экспорта, но и для насыщения внутреннего рынка и ослабления его зависимости от импорта. Тем более что цены на машины и оборудование (как и на другие дорогие товары) обычно не подвержены таким резким обвалам, как на сырье и полуфабрикаты вроде углей, железных руд или металлопроката, а это делает экспортные поступления больше и стабильнее.

Вместе с тем, в Стратегии мало внимания уделяется металлургии, а ведь только она может обеспечить работу машиностроения и других базовых отраслей любой экономики – независимо от своей самостоятельной роли в экспортной динамике. В мире есть успешные примеры экономического развития стран, обладающих минимумом собственных полезных ископаемых – Япония, Юж. Корея, Тайвань, но все эти примеры, даже при импорте почти всего сырья, обеспечены собственным металлопроизводством, которое поступательно развивается при весомом содействии государства.

Страны и задачи

Выделены в Стратегии и перспективные географические векторы, причем акцент сделан на "недоторгованных" странах, т.е. на тех, куда экспортные поставки могут быть заметно больше уже сейчас или в ближайшем будущем. Авторы документа полагают, что больше всего в 2016-м украинские поставщики недоторговали с США (на 1,9 млрд долл.), Германией (1,1 млрд долл.) и Британией (1 млрд долл.), а общая "недоторговля" составила около 6 млрд долл., в основном это западные рынки. Речь идет о тех секторах, где Украина способна поставлять различные товары и услуги, но не делает этого из-за недостаточной господдержки экспортеров, их собственной неопытности при работе на внешних рынках, лакун в качестве отечественной продукции и т.д. Несомненно, если экспорт пополнится на "бонусные" 5-6 млрд долл., это будет большим подспорьем экономике, тем более что каждые 100 млн долл. прироста экспорта добавляют 0,1% к ВВП.

Интересно, что по сравнению с 2012-м доля Евросоюза в общей экспортной структуре в 2016 году таки увеличилась с 25% до 37,1%. Правда, если в 2012-м это означало 17 млрд долл., то "рост"-2016 означает всего 13,5 млрд долл. – из-за резкого сокращения общих объемов товарного экспорта, почти в 2 раза (с 68,8 млрд долл.).

Что касается препятствий для экспорта, то кроме самых очевидных (оккупация Крыма и война на Донбассе; изношенность предприятий, их энергозатратность и устаревший ассортимент; зарегулированность любого бизнеса), проект Стратегии выделяет такие, как а) снижение спроса на украинскую продукцию ввиду нестабильности на отдельных внешних рынках и в мировой экономике вообще, б) устаревшая и недостаточно развитая транспортная инфраструктура страны, в) неэффективные таможенные процедуры и коррупция в этой сфере.

Для решения перечисленных проблем замглавы МЭРТ – торговый представитель Украины Наталья Микольская предлагает особое внимание уделять малому и среднему бизнесу, который обеспечивает значительную долю экспорта и вообще экономики во многих развитых странах. Одна из важных задач в этом контексте – развитие услуг по поддержке бизнеса и торговли, направленных на повышение конкурентоспособности, на укрепление соответствующих навыков и компетенций операторов. "Для достижения целей развития экспорта надо работать по принципу трех "О": оптимистично, оптимизированно, оперативно. Глобальный экспортный поезд движется быстро, а мы сильно отстаем. Наш единственный путь к успеху – выйти из зоны комфорта, преодолеть стереотипы и, не ища коротких путей, работать и идти вперед. Мы должны быть креативными, дальновидными и мотивировать друг друга", - отмечает специалист. Предполагается создание Экспортно-кредитного агентства, Совета по международной торговле при Кабмине, восстановление сети иностранных торговых миссий и др.

Неплохое начало года

Тем временем в 2016 году отечественный экспорт товаров уменьшился на 4,6% до 36,4 млрд долл., а услуг – на 1,1% до 9,6 млрд долл. В общей сложности экспорт товаров и услуг составил 49,3% ВВП, что говорит о существенной экспортозависимости экономики. А за первые 2 месяца этого года, относительно января-февраля-2016, товарный экспорт вырос сразу на 32,7% до 6,3 млрд долл. Выросли поставки в такие важные экспортные страны, как США (почти в 2,5 раза), Индия (+132,8%), Беларусь (+58,4%), РФ (+54,4%), Турция (+48,8%), Польша (+36,5%). С другой стороны, экспорт в Китай в начале года обвалился на 41%.

С точки зрения товарной классификации наибольший прирост показали минеральное сырье (+84,8%), готовые пищевые продукты (+52,9%), недрагоценные металлы (+45,5%; раздел XV УКТВЭД). Понятно, что в ближайшее время в экспортной структуре будут по-прежнему доминировать полуфабрикаты и сырье, к тому же в 2017 году показатели поставок оказались под угрозой из-за товарной блокады неподконтрольной части Донбасса и "национализации" сепаратистами тамошних предприятий украинской юрисдикции. Однако в дальнейшем, при должных усилиях властей и при хотя бы относительной политической стабильности, доля продуктов глубокой переработки в общем объеме экспорта действительно может вырасти, восстанавливаясь до былых показателей.

По этому поводу эксперт в области экономической политики Виталий Кулик констатирует: "Аналитическая работа проведена неплохая, большинство поставленных в Стратегии целей логичны и достижимы. Но не будем забывать, что подобные красивые программы сдерживаются косностью "нового старого" госаппарата, его нежеланием реформироваться и вообще хоть как-то меняться. Очень многие важные процессы в стране, в организации и управлении экономикой делаются "по старинке", а это недопустимо в сегодняшних непростых условиях, которые полны рисков и вызовов. Экспорт, как и наша экономика в целом, способен к восстановлению и развитию – но если не помешает обострение военных действий, очередные политические дрязги общестранового масштаба и, конечно, косность заинтересованных сторон. Она, к сожалению, свойственна не только госбюрократии, но и значительной части бизнеса, не желающего покидать свои ""зоны комфорта".

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!