kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Страсти по коксующемуся углю

10.04.17
размер текста:

Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.

Начало апреля дало старт новому ценовому скачку на мировом рынке коксующегося угля – в связи с тропическим циклоном "Дебби", нарушившим поставки из штата Квинсленд (Австралия) и вынудившим такого крупного поставщика, как BHP Billiton, объявить форс-мажор по отгрузкам. Также форс-мажор объявили местные предприятия Yancoal, Qcoal, Jellinbah Group, а другие констатируют, что "платежи и согласование даты поставки по каждой отгрузке будут выполняться отдельно".

В результате только за один день, 5 апреля, австралийские коксующиеся угли премиум-класса подорожали на 58,5 долл./тонну (или на 32%), до 241 долл./тонну FOB Австралия – это наибольший суточный рост с момента начала подсчета котировок в 2010 году. Последний раз подобный скачок фиксировался в 2011 году во время циклона "Яси", но тогда цены прыгнули лишь на 35 долл./тонну и в конечном счете достигли рекордных 330 долл./тонну. А 7 апреля они снова скакнули, до 283 долл./тонну FOB Австралия.

Сейчас на глобальном рынке коксующегося угля в условиях дефицита предложения потребители активно "охотятся" за партиями сырья. Притом нарушение поставок из Австралии обратило взоры покупателей к Канаде, США, России и Китаю, а из числа заказчиков наиболее активны страны Дальнего Востока, Индия и Европа. Уже отмечен даже реэкспорт угля из складских запасов в КНР.

Ценовой вихрь

Эти события стали своего рода продолжением подорожания конца 2016 года, когда стоимость углей достигла и затем превысила 300 долл./тонну. Потом цены постепенно просели до менее чем 200 долл./тонну. В первую очередь бум котировок сказался на неинтегрированных потребителях, зависящих от импортного угля – это, например, металлурги Японии, бедной полезными ископаемыми. Металлопроизводители начали перекладывать растущие издержки на отпускную цену, что стало важным фактором подорожания проката в зимний период. В целом по результатам прошлого года коксующиеся угли на международном рынке подорожали примерно в 3,5 раза, с 80 долл./тонну. Аналитики считают, что теперь высокие котировки продержатся по крайней мере до середины года.

Ежегодная добыча коксующегося угля в мире превышает 1 млрд тонн, в т.ч. около 55% (или свыше 600 млн тонн) приходится на Китай, на ІІ месте – Австралия (порядка 17%), далее следуют РФ, США (по 7%) и т.д. Доказанные запасы данного сырья составляют 1340 млрд тонн, примерно 50% из которых сосредоточено в Азии, еще 25% – в Северной Америке. К слову, сильное подешевение угля, наблюдавшееся в 2014-15 годах, привело к значительному секвестру добычи такими ведущими операторами, как Anglo American (Британия) и Teck (Канада), что стало одним из стимулов стоимостного скачка-2016. А намного более долгосрочным фактором, играющим в поддержку цен, является возможное в перспективе сокращение добычи в Поднебесной из-за достаточно большой глубины залегания пластов в одном из основных угольных регионов – в провинции Шаньси.

В свою очередь, Австралия стремится наращивать производство и реализацию, в т.ч. за счет активов за рубежом: скажем, в 2013-м компания Tigers Realm Coal приобрела 60% крупнейшего российского месторождения коксующихся углей – Амаамского (Чукотка), с разведанными запасами в 591 млн тонн и расчетной годовой добычей в более чем 5 млн тонн, с перспективой расширения до 12 млн тонн. Сейчас инвестор готовится начать добычу, продукция будет экспортироваться ключевым дальневосточным странам-потребителям (Китай, Япония, Юж. Корея).

Вообще же запасы коксующегося угля в России – 39,8 млрд тонн, которые в основном сосредоточены в Печорском (Полярный Урал), Кузнецком (Зап. Сибирь) и Южно-Якутском бассейнах. Практически вся добыча контролируется метхолдингами, лидирующие позиции занимают "Евраз", "Северсталь", "Мечел". В число известных добытчиков входят "Мечел-Майнинг", "Сибуглемет", "Распадская", "Белон" и др., совокупный объем производства – около 80 млн тонн/год. При значительном внутреннем спросе РФ активно экспортирует коксующийся уголь, главные направления – Украина и КНР. После Евромайдана поставки в Украину не упали, а напротив, выросли из-за нарушения собственной добычи в Донбассе: если в 2013-м у россиян было закуплено 5,6 млн тонн, то в 2016-м – уже почти 8 млн тонн. В целом ежегодный экспорт коксовых углей из России составляет 16-17 млн тонн, к 2020-му Москва рассчитывает экспортировать до 22 млн тонн.

Добавим, новыми заметными игроками мирового рынка коксующегося угля могут стать Монголия, где в 2012 году начато освоение крупного месторождения Таван-Толгой, а также Индонезия и Мозамбик.

Украинское эхо

Возвращаясь к отечественной добыче, заметим, что в 2016-м она символически подросла на 0,4% до 8,4 млн тонн – для сравнения, в 2013-м было извлечено 23,7 млн тонн. После "национализации" украинских шахт в "Д/ЛНР" производство по итогам текущего года может снова снизиться. Ведущие страновые добытчики – "Покровская", "Краснолиманская", "Павлоградуголь", "Краснодонуголь", шахта им. Засядько (2 последние находятся в неподконтрольной части Донбасса). Из-за высокой сернистости большей части коксовых углей, добываемых в Украине, доля импорта на внутреннем рынке в последние 15 лет постепенно росла и сегодня достигла 2/3, а теперь может еще больше вырасти. Не зря "Евраз" намерен уже в 2017 году занять 20% отечественного рынка коксующегося угля, несмотря ни на какие политические риски.

Кроме РФ, украинские покупатели получают его из США, Канады, Казахстана, Польши. Так, группа "Метинвест" в 2009-м купила в Штатах предприятие United Coal, одного из крупнейших местных добытчиков, с годовыми мощностями на 9,2 млн тонн и подтвержденными запасами в 151 млн тонн, большую часть которых составляют высококачественные коксовые угли. Кроме того, канадский посол в Украине Роман Ващук заверяет, что провинция Британская Колумбия имеет значительные запасы и добычу коксующегося угля, и экспорт в нашу страну может быть увеличен. Тем временем рост зависимости от импорта усиливает и зависимость от глобальных котировок, а значит, себестоимость металлопроизводства будет расти, ослабляя конкурентоспособность отечественного металла. По информации специалистов, в настоящее время кокс составляет 24% в структуре себестоимости украинской стали, и взрывное подорожание углей наверняка возымеет свой эффект.

Уменьшить его можно было бы посильным наращиванием собственной добычи качественной продукции, в т.ч. в США. Впрочем, эксперты ожидают, что к лету на международном рынке начнется коррекция (которая также может быть довольно быстрой). И в любом случае наименьшие издержки в сложившейся ситуации будут у меткомпаний, имеющих собственную добычу.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!