kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Газ под кодом 20/20

07.04.17
размер текста:

Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".

Свести на нет

В общих чертах актуальная ситуация на украинском газовом рынке выглядит так. В 2016 г. страна потребила примерно 33 млрд куб. м газа, из которых 20 млрд – собственная добыча. Соответственно. для отказа от закупки газа за рубежом необходимо одновременно выполнить два примерно равных условия: на 6-7 млрд куб. м увеличить внутреннюю добычу и на столько же снизить внутреннее потребление. Каждое из них само по себе – невообразимый челлендж, а вместе – вообще фантастическая сага. Особенно, если выйти на такие показатели предполагается уже в течение 4 ближайших лет. Но мечтать не вредно. Иногда даже полезно.

Если посмотреть статистику НАК "Нафтогаз Украины" за 3 последних года, сразу бросается в глаза, что в потреблении газа в стране уже произошел огромный секвестр – в 2016-м это ресурса понадобилось на 9 млрд куб. м меньше, чем в 2014-м. Но в такой динамике главную роль сыграли внешние факторы: война, замирание экономики, утрата части территорий Донбасса и Крыма. Однако если сравнивать цифры 2016 и 2015 годов, получается уже другая картина. Потребление уменьшилось всего на 4%, или примерно на 1 млрд куб. м в физическом выражении. Это свидетельство определенной стабилизации на рынке. Следующее скачкообразное сокращение газопотребления возможно только за счет еще одного экономического коллапса. Либо вследствие системных энергоэффективных мер в масштабах всей страны.

Задача усложняется еще и острой нехваткой энергетического угля в нынешнем сезоне. При таких исходных менять газ на другой энергоноситель – только усугублять дефицит. Не на мазут же переводить тепловые электростанции? Есть, конечно, еще ресурс для дополнительной выработки атомной энергии. Но в топливе для АЭС Украина сегодня намного больше зависима от России, чем в природном газе. Без последнего страна формально живет уже больше года, тогда как 80% ядерных твэлов до сих пор закупается в РФ.

С другой стороны Минрегионстрой видит громадный потенциал сокращения объемов потребления газа в жилищном хозяйстве Украины – в пределах 9-11 млрд куб. м. Правда, для этого требуется переоснащение почти всех теплотрасс и значительного числа строений. А госбюджет-2017 предусматривает только 400 млн грн. на программу "Теплые кредиты" для семей и еще 400 млн грн. на создание отдельного Фонда энергоэффективности. Причем административные затраты всю эту сумму и съедят. При таких бюджетах рассчитывать на качественный эффект маловероятно. Да, и Кабмину проще выписывать половине страны субсидии (эта статья расходов в текущем году превысит 50 млрд грн.), чем вкладываться в долгосрочные и системные программы.

Бурить по полной

Если перспективы дальнейшей газовой экономии достаточно сомнительны, то с наращиванием добычи ситуация немного светлее. Но и здесь ждать мгновенного результата не стоит. Сегодня можно говорить только о подготовке плацдарма для будущего ускорения. Из 20 млрд куб. м газа, добытых в 2016 г. в Украине, 14,6 млрд куб. м – это вклад государственной компании "Укргазвыдобування". На самом деле, результат ничем не удивил. Пять последних лет компания стабильно держится в рамках 14,5-15 млрд куб. м годовой добычи. Да и цели на текущий год она декларирует достаточно скромные – не более чем 15,2 млрд куб. м. Правда, за три следующих года ДК "Укргазвыдобування" намерена прирасти в добыче сразу на 5 млрд. Эту цель облачили в красивую обертку и звучно нарекли программой "20/20", поскольку она предусматривает, что в 2020 г. госкомпания будет добывать уже 20 млрд куб. м газа.

Чтобы достигнуть желаемого, необходимо инвестировать порядка 4 млрд долл. И тут возникает вопрос, хватит ли у ДК не только финансового, но и временного ресурса? Ведь добыча углеводородов – это сфера длинных инвестиций. Увлекшись в пиар-порыве красивой формой, можно преждевременно загнать лошадей. Хотя такая амбициозная риторика помогает компании решать задачи иного плана – не на газовых полях, а во властных кабинетах. Например, это хороший аргумент, чтобы добиваться дальнейшего снижения ренты за недропользование и удерживать на высокому уровне цены внутреннего рынка на газ и другие энергоносители.

Некоторые эксперты уже поспешили насчитать, что у ГК "Укргазвыдобування" рентабельность добычи превышает сегодня 300%. В самой компании с такими цифрами не согласны, отмечая, что свой товар они продают "Нафтогазу Украины" на 2 тыс. грн. дешевле, чем конечная цена для украинского потребителя. И при этом еще более 50% от вырученной суммы отдают на налоги. Тем не менее без денег по итогам 2016 г. ГК не осталась, получив более 60 млрд грн. дохода и стартовав с интенсивной буровой программой.

В 2016 году "Укргазвыдобування" впервые за несколько последних лет получила 13 новых лицензий на недропользование, а кроме того, разорвала три в целом кабальных для себя договора о совместной деятельности. Это позволило компании существенно расширить площадь работ. Однако, как показал внутренний аудит, эти угодья нечем обрабатывать. Средний возраст буровых станков "Укргазвыдобування" - 23 года. И они в 2-3 раза уступают по эффективности современным аналогам.

Поэтому руководство компании приняло решение с одной стороны массово обновить собственный буровой парк (планируется закупить 20 новых и еще 10 "бэушных" агрегатов), а с другой – активно привлекать к этим работам сторонних подрядчиков. В частности, тендер на проведение 100 операций по гидроразрыву пласта, объявленный в 2016 г., выиграли белорусская "Беларусьнефть" и румынская Tacrom. По словам руководителя "Укргазвыдобування" Олега Прохоренко, по состоянию на февраль 20 таких операций уже состоялись. Итогом перечисленных усилий должен стать выход на такой показатель, как бурение не менее 200 скважин в год. Это в 3 раза больше, чем сейчас.

Накормит всех

Зато перспектива заработать на выполнении программы "20/20" появилась и у части отечественных промышленников. По словам О.Прохоренко, для обустройства площадок под размещение бурового оборудования компании понадобится до конца 2017 г. 30 тыс. железобетонных плит, а в три следующих года – еще 270 тыс. Таким образом, общая стоимость этого заказа может превысить даже 1 млрд грн. Так, на январских тендерных торгах за первую 30-тысячную партию "Укргазвыдобування" согласилась заплатить более 96 млн грн. Победителями стали объединение "Днепрэнергобудпром", зарегистрированное в Кировоградской области, и харьковский завод железобетонных конструкций "Эталон". При выборе поставщика ДК ориентировалась на наличие у него мощностей по производству крупных партий плит, а также на логистическую составляющую. Основные пункты поставки этой железобетонной лавины – Полтава и Шебелинка, центры добывающих и разведывательных работ ДК.

Еще один потенциальный выгодополучатель от программы "20/20" – группа "Интерпайп" Виктора Пинчука, обеспечивающая "Укргазвыдобування" трубной продукцией. В 2016 г. она уже продала государственным газодобытчикам труб более чем на 950 млн грн. По итогам двух тендеров в системе ProZorro, проведенных в марте 2017-го, "Укргазвыдобування" купит у "Интерпайпа" еще несколько разновидностей обсадных труб на общую сумму более 1 млрд грн. В целом будет закуплено около 20 тыс. тонн трубной продукции. Таким образом, "Нафтогаз Украины" и его подразделения сегодня становятся ключевым клиентом трубного бизнеса В.Пинчука после почти полной потери "Интерпайпом" российского рынка.

Третий крупный сегмент заказов от "Укргазвыдобування" в рамках программы увеличения добычи – это компрессорное оборудование. В частности, на 2017 г. планами компании предусмотрено строительство 5 дожимных компрессорных станций на месторождениях, эксплуатируемых ее дочерним подразделением "Львивгазвыдобування", и установка еще 15 малогабаритных компрессоров на устьях низконапорных скважин. Потенциально главный претендент на эту часть пирога – Сумское машиностроительное объединение им. Фрунзе, контролируемое бизнесменом Константином Григоришиным. Именно оно уже поставило одну компрессорную установку для месторождения "Солоха" в прошлом году и готовит еще одну такую же в нынешнем. Однако в 2016-м между руководством "Укргазвыдобування" и сумского предприятия произошла публичная размолвка, включая кляузы друг на друга премьер-министру Владимиру Гройсману. Сумчане жаловались, что госкомпания привлекает на тендеры непонятных зарубежных поставщиков, а газовики парировали, что украинский производитель предлагает свою продукцию на 30-40% дороже.

Тогда в правительстве конфликт между К.Григоришиным и О.Прохоренко постарались замять. Но сейчас он может вспыхнуть с новой силой. В конце марта ГК "Укргазвыдобування" подписала с американской компанией Solar Turbines контракт на строительство дожимной установки на Яблуновском подразделении подготовки и транспортировки газа, позволяющей существенно увеличить углеводородный приток на трех близлежащих месторождениях. Solar Turbines обязалась поставить 2 турбокомпрессорных агрегата для этих целей. Кроме того, стороны подготовили текст более широкого, рамочного договора о стратегическом партнерстве. А это значит, что по многим потенциальным подрядам от "Укргазвыдобування" объединение им. Фрунзе теперь может остаться за бортом.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.

Корупція в МОУ


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!