kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Под цинком и полимером

24.03.17
размер текста:

В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.

По экспертным данным, в 2016 году украинский рынок проката с покрытием вырос на довольно заметную величину. Рыночные операторы отмечают, что сегмент оцинковки в прошлом году увеличился в тоннаже на 26% (до 298 тыс. тонн), а металла с полимерным покрытием – и вовсе на 47% (до 279 тыс. тонн). Ожидается, что в 2017-м рынок продолжит рост, достигнув соответственно 307 тыс. тонн и 313 тыс. тонн (вторая из цифр стала бы для страны абсолютным рекордом). Прежде всего это связано с оживлением в строительстве, которое в 2016-м показало прирост совокупной стоимости работ на 13,1%, до 70,9 млрд грн. Среди прочего, из покрытого металла получают такие распространенные сегодня стройматериалы, как профилированный настил, сэндвич-панели, металлочерепицу и др.

Украинская динамика

Что касается оцинковки, то основную ее часть в Украине производит Мариупольский МК им. Ильича. Кроме того, действует предприятие "Модуль" (Каменец-Подольский, Хмельницкая обл.), а завод "Металлы и полимеры" (Алчевск, Луганская обл.) простаивает из-за расположения на неподконтрольной территории Донбасса. А в конце минувшего года стало известно о предстоящем запуске мощностей ООО "Юнистил" (Кривой Рог, Днепропетровская обл.) – еще одной профильной площадки, простаивавшей более 4 лет. На данном этапе "Юнистил" будет работать с давальческим сырьем группы "Метинвест". За счет этого группа намерена расширить сортамент в нише продукции с меньшим уровнем цинкопокрытия, а также толщин свыше 1,5-1,6 мм. В целом отечественный выпуск оцинковки в 2016 году составил 170 тыс. тонн, сообщает директор "Раута Групп" Андрей Озейчук.

Есть на рынке и импорт, доля которого в последние годы упала ниже 40%. Так, в 2016-м импортировано 107 тыс. тонн проката с цинковым покрытием, т.е. около 38% от объема внутреннего потребления. Безусловный лидер в части импорта – Китай (51% в тоннаже), за ним следуют Словакия (16%), Россия (9%) и др.

А вот в "полимерном" сегменте импорт по-прежнему доминирует, занимая более 90%. И снова более 50% импорта происходит из КНР, притом велика доля тонкого металла с минимальным покрытием, уточняет директор "Метинвеста" по маркетингу Роман Курашев. Но есть и тенденция роста закупок качественного материала, например, для легких стальных тонкостенных конструкций, который поступает из Польши (откуда идет 24% импортного проката с покрытием), Словакии (7%), РФ (4%) и др. При этом у упомянутого холдинга есть планы насчет собственных мощностей по нанесению полимерных покрытий. Пока же они действуют лишь на каменец-подольском "Модуле", тогда как компания "АЗСТ-Колор" (Антрацит, Луганская обл.) вместе с упоминавшимися выше "Металлами и полимерами" остановила работу еще в 2014-м с началом боевых действий.

Возвращаясь к импорту, заметим, что из Польши завозится продукт корпорации ArcelorMittal, из России – групп "Северсталь", Новолипецкого, Магнитогорского МК, из Финляндии – известная марка Ruukki, из Южной Кореи – Dongbu Steel. "Полимерный" прокат из Евросоюза эксперты традиционно относят к премиум-классу, тогда как весь остальной – к эконом-классу, с не всегда стабильным качеством при более низкой цене. В 2014-15 годах из-за общеэкономической ситуации возможности потребителей быстро ослабевали, и значение цены при выборе товара выросло, констатируют аналитики (то же самое и по сходным причинам происходит и в РФ). Однако в 2016-м покупатели снова начали обращать больше внимания на качество продукции, условия гарантии и другие сопутствующие параметры поставки. Сохранение "качественного" тренда прогнозируется и в этом году, особенно если в стране не будет серьезных экономических и политических потрясений.

Мировой контекст

Тем временем мировой рынок металла с защитными покрытиями поступательно растет, примерно на 5% в год, и к настоящему моменту достиг годового размера в более чем 160 млн тонн за счет спроса со стороны стройиндустрии и машиностроения. В некоторых сферах применения покрытый лист теснит непокрытый. Причем первый – это товар с повышенной добавленной стоимостью, и поэтому он особенно привлекателен для металлургов в условиях общей слабости глобальных металлорынков. Неудивительно, что, как и на "большом" рынке, здесь сформировался профицит – инвесторы опережающими темпами вводят новые мощности. И если еще несколько лет назад защитных торговых мер по покрытому прокату было мало, то резкое увеличение китайского экспорта в 2014-16 гг. спровоцировало быстрый рост их числа, в т.ч. против Южной Кореи и Вьетнама.

Больше всего на международный рынок повлияло антидемпинговое расследование поставок проката с покрытием из Китая в ЕС, уже приведшее к ограничениям и нехватке предложения в Европе – хотя расследование началось лишь недавно, в декабре-2016 (по данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, за первые 9 мес. минувшего года из КНР поступило 1,72 млн тонн продукции, или свыше 50% от совокупного импорта в натуральном выражении). Возникший в результате вакуум пытаются заполнить производители из Южной Кореи, Индии, Турции. А китайцы вынуждены искать новые рынки сбыта; они уже нарастили продажи в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, плюс ведут агрессивный маркетинг на пространстве быв. СССР.

Далее, осенью Антидемпинговая комиссия Австралии, входящая в состав национального Министерства промышленности, инноваций и науки, начала расследование ввоза оцинковки и продукции с другими покрытиями из цветных металлов, за исключением электрооцинкованного и окрашенного проката, из Вьетнама, Индии и Малайзии – по жалобе местной фирмы BlueScope Steel. А в самом конце 2016 года Минторг Таиланда объявил предварительные результаты антидемпингового расследования против окрашенного листа из Вьетнама, которое было начато в сентябре-2015 по жалобе таиландского предприятия NS BlueScope, аффилированного с вышеуказанными австралийцами. Скорее всего, будут установлены пошлины.

В свою очередь, сам Вьетнам в 2016-м расследовал поставки оцинковки и "полимеров" из Поднебесной и Южной Кореи; на оцинковку введены предварительные антидемпинговые пошлины в размере от 4,02% до 38,34% для Китая и от 12,4% до 19% для Кореи. А Египет запустил расследование против оцинковки шириной более 600 мм и жести из КНР и Бельгии.

Если рассматривать мировой рынок покрытого проката по регионам, то в Европе и США потребление постепенно восстанавливается после кризиса-2008 и приближается к докризисным показателям, отмечает специалист Международной цинковой ассоциации Мик Жиль. Неплоха динамика и в Китае, где это связано с по-прежнему значительными темпами роста в экономике в целом и в строительстве в частности; кроме того, активен спрос со стороны автопрома и заводов бытовой техники. Для этих же подотраслей машиностроения поставляет продукцию Южная Корея, ставшая одним из главных ее глобальных экспортеров.

Вероятно, в ближайшие годы на международном рынке проката с покрытиями продолжится постепенный рост потребления, сдерживая увеличение профицита ослабляя его остроту. Украинский же рынок остается импортозависимым, и внутренним производителям предстоят усилия по укреплению своих позиций, особенно в "полимерной" нише. Есть у этих производителей и экспортные перспективы (скажем, "Модуль" в 2016 году реализовал за границу около 7% своей продукции, а в 2017-м рассчитывает на 11%), но приоритетом остается Украина. Оптимистичным развитием событий было бы общее урегулирование в зоне АТО и, как следствие, возобновление работы остановившихся производств – но пока что это остается несбыточной мечтой.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
16:18 | 17.04.2017
AM STEEL Одесса
Поступают же в страну и другие металлы с покрытием: алюмокремний, алюмоцинк, гальванил. (050) 346-6801
m.afanasiev@amsteelgroup.com

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!