kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Под цинком и полимером

24.03.17
размер текста:

В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.

По экспертным данным, в 2016 году украинский рынок проката с покрытием вырос на довольно заметную величину. Рыночные операторы отмечают, что сегмент оцинковки в прошлом году увеличился в тоннаже на 26% (до 298 тыс. тонн), а металла с полимерным покрытием – и вовсе на 47% (до 279 тыс. тонн). Ожидается, что в 2017-м рынок продолжит рост, достигнув соответственно 307 тыс. тонн и 313 тыс. тонн (вторая из цифр стала бы для страны абсолютным рекордом). Прежде всего это связано с оживлением в строительстве, которое в 2016-м показало прирост совокупной стоимости работ на 13,1%, до 70,9 млрд грн. Среди прочего, из покрытого металла получают такие распространенные сегодня стройматериалы, как профилированный настил, сэндвич-панели, металлочерепицу и др.

Украинская динамика

Что касается оцинковки, то основную ее часть в Украине производит Мариупольский МК им. Ильича. Кроме того, действует предприятие "Модуль" (Каменец-Подольский, Хмельницкая обл.), а завод "Металлы и полимеры" (Алчевск, Луганская обл.) простаивает из-за расположения на неподконтрольной территории Донбасса. А в конце минувшего года стало известно о предстоящем запуске мощностей ООО "Юнистил" (Кривой Рог, Днепропетровская обл.) – еще одной профильной площадки, простаивавшей более 4 лет. На данном этапе "Юнистил" будет работать с давальческим сырьем группы "Метинвест". За счет этого группа намерена расширить сортамент в нише продукции с меньшим уровнем цинкопокрытия, а также толщин свыше 1,5-1,6 мм. В целом отечественный выпуск оцинковки в 2016 году составил 170 тыс. тонн, сообщает директор "Раута Групп" Андрей Озейчук.

Есть на рынке и импорт, доля которого в последние годы упала ниже 40%. Так, в 2016-м импортировано 107 тыс. тонн проката с цинковым покрытием, т.е. около 38% от объема внутреннего потребления. Безусловный лидер в части импорта – Китай (51% в тоннаже), за ним следуют Словакия (16%), Россия (9%) и др.

А вот в "полимерном" сегменте импорт по-прежнему доминирует, занимая более 90%. И снова более 50% импорта происходит из КНР, притом велика доля тонкого металла с минимальным покрытием, уточняет директор "Метинвеста" по маркетингу Роман Курашев. Но есть и тенденция роста закупок качественного материала, например, для легких стальных тонкостенных конструкций, который поступает из Польши (откуда идет 24% импортного проката с покрытием), Словакии (7%), РФ (4%) и др. При этом у упомянутого холдинга есть планы насчет собственных мощностей по нанесению полимерных покрытий. Пока же они действуют лишь на каменец-подольском "Модуле", тогда как компания "АЗСТ-Колор" (Антрацит, Луганская обл.) вместе с упоминавшимися выше "Металлами и полимерами" остановила работу еще в 2014-м с началом боевых действий.

Возвращаясь к импорту, заметим, что из Польши завозится продукт корпорации ArcelorMittal, из России – групп "Северсталь", Новолипецкого, Магнитогорского МК, из Финляндии – известная марка Ruukki, из Южной Кореи – Dongbu Steel. "Полимерный" прокат из Евросоюза эксперты традиционно относят к премиум-классу, тогда как весь остальной – к эконом-классу, с не всегда стабильным качеством при более низкой цене. В 2014-15 годах из-за общеэкономической ситуации возможности потребителей быстро ослабевали, и значение цены при выборе товара выросло, констатируют аналитики (то же самое и по сходным причинам происходит и в РФ). Однако в 2016-м покупатели снова начали обращать больше внимания на качество продукции, условия гарантии и другие сопутствующие параметры поставки. Сохранение "качественного" тренда прогнозируется и в этом году, особенно если в стране не будет серьезных экономических и политических потрясений.

Мировой контекст

Тем временем мировой рынок металла с защитными покрытиями поступательно растет, примерно на 5% в год, и к настоящему моменту достиг годового размера в более чем 160 млн тонн за счет спроса со стороны стройиндустрии и машиностроения. В некоторых сферах применения покрытый лист теснит непокрытый. Причем первый – это товар с повышенной добавленной стоимостью, и поэтому он особенно привлекателен для металлургов в условиях общей слабости глобальных металлорынков. Неудивительно, что, как и на "большом" рынке, здесь сформировался профицит – инвесторы опережающими темпами вводят новые мощности. И если еще несколько лет назад защитных торговых мер по покрытому прокату было мало, то резкое увеличение китайского экспорта в 2014-16 гг. спровоцировало быстрый рост их числа, в т.ч. против Южной Кореи и Вьетнама.

Больше всего на международный рынок повлияло антидемпинговое расследование поставок проката с покрытием из Китая в ЕС, уже приведшее к ограничениям и нехватке предложения в Европе – хотя расследование началось лишь недавно, в декабре-2016 (по данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, за первые 9 мес. минувшего года из КНР поступило 1,72 млн тонн продукции, или свыше 50% от совокупного импорта в натуральном выражении). Возникший в результате вакуум пытаются заполнить производители из Южной Кореи, Индии, Турции. А китайцы вынуждены искать новые рынки сбыта; они уже нарастили продажи в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, плюс ведут агрессивный маркетинг на пространстве быв. СССР.

Далее, осенью Антидемпинговая комиссия Австралии, входящая в состав национального Министерства промышленности, инноваций и науки, начала расследование ввоза оцинковки и продукции с другими покрытиями из цветных металлов, за исключением электрооцинкованного и окрашенного проката, из Вьетнама, Индии и Малайзии – по жалобе местной фирмы BlueScope Steel. А в самом конце 2016 года Минторг Таиланда объявил предварительные результаты антидемпингового расследования против окрашенного листа из Вьетнама, которое было начато в сентябре-2015 по жалобе таиландского предприятия NS BlueScope, аффилированного с вышеуказанными австралийцами. Скорее всего, будут установлены пошлины.

В свою очередь, сам Вьетнам в 2016-м расследовал поставки оцинковки и "полимеров" из Поднебесной и Южной Кореи; на оцинковку введены предварительные антидемпинговые пошлины в размере от 4,02% до 38,34% для Китая и от 12,4% до 19% для Кореи. А Египет запустил расследование против оцинковки шириной более 600 мм и жести из КНР и Бельгии.

Если рассматривать мировой рынок покрытого проката по регионам, то в Европе и США потребление постепенно восстанавливается после кризиса-2008 и приближается к докризисным показателям, отмечает специалист Международной цинковой ассоциации Мик Жиль. Неплоха динамика и в Китае, где это связано с по-прежнему значительными темпами роста в экономике в целом и в строительстве в частности; кроме того, активен спрос со стороны автопрома и заводов бытовой техники. Для этих же подотраслей машиностроения поставляет продукцию Южная Корея, ставшая одним из главных ее глобальных экспортеров.

Вероятно, в ближайшие годы на международном рынке проката с покрытиями продолжится постепенный рост потребления, сдерживая увеличение профицита ослабляя его остроту. Украинский же рынок остается импортозависимым, и внутренним производителям предстоят усилия по укреплению своих позиций, особенно в "полимерной" нише. Есть у этих производителей и экспортные перспективы (скажем, "Модуль" в 2016 году реализовал за границу около 7% своей продукции, а в 2017-м рассчитывает на 11%), но приоритетом остается Украина. Оптимистичным развитием событий было бы общее урегулирование в зоне АТО и, как следствие, возобновление работы остановившихся производств – но пока что это остается несбыточной мечтой.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
16:18 | 17.04.2017
AM STEEL Одесса
Поступают же в страну и другие металлы с покрытием: алюмокремний, алюмоцинк, гальванил. (050) 346-6801
m.afanasiev@amsteelgroup.com

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!